От винта


-???-



Энциклопедия

Можайский Александр Фёдорович
(1825—1890 гг.)

 

Талантливый русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр-адмирал (1886). В 1836-41 гг. учился в Морском кадетском корпусе. В 1841-62 гг. и 1879-82 гг. служил в военно-морском флоте, в 1862-79 гг. - в гражданских ведомствах.

 Возникновение своей идеи создания летательного аппарата тяжелее воздуха А. Ф. Можайский относил к 1856 г. В последующие 20 лет изобретатель много занимался изучением полета птиц, исследовал их крылья и определял удельные нагрузки на них. В 60 - 70-х годах он производил многочисленные аэродинамические исследования и опыты с пластинками и моделями крыльев птиц, определяя их лобовое сопротивление, качество и подъемную силу в зависимости от угла атаки. Летом 1876 г. он несколько раз поднимался в воздух на построенном им большом воздушном змее, буксируемом тройкой лошадей. В 1876-77 гг. с успехом демонстрировал полёты модели своего самолёта, приводимой в действие часовой пружиной.

Удачные полеты моделей вселили веру в возможность создания подобного аппарата в натуральную величину, породили надежды на успешное практическое применение этого изобретения. Комиссия Военного министерства дала отрицательное заключение по этому проекту, указав, среди прочих замечаний, на недостаточную мощность силовой установки. А. Ф. Можайский обратился в Военное министерство с ходатайством о предоставлении ему средств для производства дальнейших опытов над моделями более крупных размеров, главным образом, для изучения работы воздушных винтов. Предложение было одобрено особой комиссией с участием профессора Д. И. Менделеева. Просимые деньги в сумме 3 тыс. руб. были отпущены.

В результате годовой работы Можайский пришел к заключению, что опыты с моделями не дают ему полной возможности сделать окончательные выводы о полете аппарата в натуральную величину. 23 марта 1878 г. он подал военному министру докладную записку, в которой просил дать ему возможность построить “большой аппарат”, способный поднять человека. К записке были приложены чертёж и смета расходов. Это предложение рассматривалось уже другой комиссией генерала Паукера и 15 июня 1878 г. было отклонено. 20 июня 1881 г. А. Ф. Можайский подал министру Двора докладную записку с ходатайством об отпуске ему 5000 руб. на постройку самолета. Просьба была отклонена царем Александром III. Отказ этот побудил изобретателя начать постройку самолета собственными силами.

 По заявке от 4(16) июня 1880 г. Можайский получил 3(15) ноября 1881 г. "привилегию" на свой "воздухоплавательный снаряд" - первый в России патент на ЛА. Весной 1881 г. Можайский привёз из Великобритании 2 паровые машины для своего самолёта и начал заготавливать материалы и детали к нему. Летом 1882 г. он приступил непосредственно к постройке самолёта на отведённом ему участке военного поля в Красном селе под Петербургом. Работы приходилось вести под открытым небом. 31 января 1883 г. А. Ф. Можайский выступил в Русском техническом обществе с сообщением о своем “приборе” (самолете) и демонстрировал опыты с моделями воздушных винтов, которые приводились в движение часовым механизмом и двигали по полу четырехколесную тележку. Помощь, на которую рассчитывал А. Ф. Можайский, не была ему оказана, но он не прекратил работ, продолжая вести их на личные средства.

Летом 1883 г. Можайский завершил сборку самолёта, который стал первым самолётом, доведённым до стадии лётных испытаний. Самолёт Можайского представлял собой моноплан деревянной конструкции с лодкой-фюзеляжем и хвостовым оперением. В течение двух лет Можайский в ходе наземных испытаний доводил конструкцию самолёта.

Во 2-й половине июля 1885 г. была предпринята попытка поднять самолёт в воздух. Первый полет аэроплана на военном поле в Красном селе дал неважные результаты: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и сломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Подробности этого события, как и фамилия испытателя, к сожалению, неизвестны.

В заключение следует сказать, что, какие бы случайные обстоятельства ни благоприятствовали первому взлету, как бы он ни завершился, самолет А. Ф. Можайского был первым в мире самолетом, построенным в натуральную величину, проходившим испытания и отделившимся от земли с человеком на борту. По схеме он был более совершенным, чем все предшествовавшие ему проекты и все самолеты, построенные как в России, так и за рубежом вплоть до 1907 г. В нем были все шесть основных конструктивных групп, из которых состоит современный самолет: корпус, крыло, оперение, шасси, управление и силовая установка.
А. Ф. Можайский в своих работах по созданию самолета прошел всеобъемлющий путь от наблюдений и исследований полета птиц, от аэродинамических опытов с пластинками и летающими моделями, от подъемов на воздушном змее до расчетов, конструирования и постройки натурного самолета, двигателей и винтов к нему, до его полетных испытаний.
Однако многие тогда не понимали, что процесс создания самолета, способного выполнять практические задачи, очень длителен и труден. Потребовалось еще два десятка лет, пока были достигнуты существенные успехи. Поэтому работы А. Ф. Можайского не были в свое время оценены и сам он был полузабыт. Значение его творческого подвига стало ясным в 1910 г. с началом общего бурного развития авиации, а по-настоящему его деятельность оценена лишь в наши дни.


Использованная литература:

.


-???- | -???-