Лавочкин Семён Алексеевич
Лавочкин Семён Алексеевич родился 11 сентября 1900
года в Смоленске. В некоторых документах указывается иное место рождения -
местечко Петровичи Рославльского уезда Смоленской губернии. Сын учителя
гимназии. Окончил городское училище в городе Рославле, гимназию в Курске.
Воевал рядовым в гражданской войне, в 1920 году служил в пограничной охране. В
конце 1920 года демобилизован и направлен на учебу в Москву. Окончил Московское
высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана в 1927 году. Проходил преддипломную
практику в конструкторском бюро А.Н. Туполева, участвуя в разработке первого
советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). С 1929 года работал в ряде авиационных
конструкторских бюро (КБ Ришара, Бюро новых конструкций и Центральное
конструкторское бюро). В 1935 - 1938 годах - главный конструктор проекта
истребителя ЛЛ. В 1938 - 1939 годах работал в Главном управлении авиационной
промышленности.
С 1939 главный конструктор по самолётостроению, руководитель конструкторского бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области. Под его руководством там создан истребитель ЛаГГ-3 (совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым). С 1940 года - главный конструктор конструкторского бюро на авиазаводе № 21 в городе Горький. В годы Великой Отечественной войны существенно переработал ЛаГГ-3, первоначально имевший высокую аварийность и недостаточные лётные характеристики (произвёл замену двигателя и существенное усиление плоскости крыла, что резко увеличило боевые возможности самолёта). Тогда же создал 10 серийных и экспериментвльных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в боях. При их разработке Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал — дельта-древесину) с надёжным двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта. Компоновка самолёта Ла-5, Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н. Кожедуб сбил 62 немецких самолёта. Всего в 1941 - 1945 годах построены 22 500 экземпляров самолетов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе. С 1943 года испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа 1944 года С.А. Лавочкину присвоено воинское звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы".
За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года Лавочкину Семёну Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали "Серп и Mолот" и ордена Ленина.
В первые послевоенные годы в конструкторском бюро Лавочкина (в 1945 году оно было переведено в Химки) созданы его последние поршневые истребители - цельнометаллический самолет Ла-9, учебно-тренировочный Ла-180 и дальний истребитель Ла-11. Затем КБ Лавочкина переведено на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей, хотя проблемами реактивных двигателей и их применения в авиации занялся вплотную ещё с 1944 года. В 1947 году был разработан Ла-160 — первый отечественный самолёт со стреловидным крылом, Ла-15. В декабре 1948 года на Ла-176 со стреловидностью крыла в 45 градусов впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Конструктор создан сверхзвуковой истребитель Ла-190, всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200.
Под руководством Лавочкина создан ряд образцов
ракетной техники. В 1950 году ОКБ С.А. Лавочкина было поручено спроектировать,
построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса
"земля-воздух", причем тактико-технические данные были заданы
чрезвычайно высокие, не достигнутые ни в одной стране мира. По инициативе И.В.
Сталина, осознавшего опасность вполне реального в те года ядерного удара по
промышленным центрам страны, было принято решение о создании первой
отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25) с зенитными
управляемыми ракетами (ЗУР) на вооружении. За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при
этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля
1956 года Лавочкину Семёну Алексеевичу повторно присвоено звание Героя
Социалистического Труда с вручением второй Золотой медали «Серп и Молот» (№
33/II). Параллельно с ракетной тематикой С.А. Лавочкин в 1950
- 1954 годах разработал беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся почти
40 лет - до 1993 года. Кроме того, был создан и применялся его разведывательный
вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных
беспилотных летательных разведывательных аппаратов). С 1956 С.А. Лавочкин - генеральный конструктор ОКБ. На этом посту он завершил
две такие крупнейшие работы, как, во-первых, создание межконтинентальной
сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, во-вторых, проектирование
нового зенитного комплекса ПВО "Даль", основу которого составляли
ракеты класса "земля-воздух" большой дальности (до 500 км) для
поражения высокоскоростных воздушных целей. Член-корреспондент Академии наук
СССР (1958). Депутат Верховного Совета СССР 3-5 созывов (с 1950 по
1960 годы). При завершении испытаний "Бури" 9 июня 1960 года Семён Алексеевич
Лавочкин скончался от сердечного приступа на полигоне Сары-Шаган в районе озера
Балхаш (Казахская ССР). По неистребимой советской привычке засекречивать всё
подряд, в газетах было сообщено, что конструктор умер в Москве. Похоронен на
Новодевичьем кладбище. Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (1941, 1943,
1946, 1948). Имя Лавочкина носит научно-производственное
объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст
установлен на родине Героя в городе-герое Смоленске. Литература
В кратчайшие сроки был пройден путь с формулировки самой идеи системы ПВО до
создания системы. В 1951 - 1955 годах под руководством С.А. Лавочкина были
разработаны и испытаны наземные ЗУР-"205" и ЗУР-"215", а
также ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 году вокруг Москвы
появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО
"Беркут". Ракеты конструкции С.А. Лавочкина находились на боевом
дежурстве до начала 80-х годов (это были ЗУР-"217М" и ЗУР-"218").
Член КПСС с 1953 года.
Награждён тремя орденами Ленина (31.10.1941, 21.06.1943, 30.08.1950), орденом
Красного Знамени (2.07.1945), орденом Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й
(19.08.1944) степени, медалями, в том числе "За боевые заслуги"
(5.11.1944).
Его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые
бюсты. В Москве установлена мемориальная доска на доме, где жил Герой.