Уточкин С.И.

От винта


-???-



Энциклопедия

Уточкин Сергей Исаевич (1876-1916)



Один из первых русских авиаторов С.И. Уточкин родился 30 июня (12 июля) 1876 года в Одессе, в собственном доме отца, купца и удачливого строительного подрядчика. В 1881 году, в пять лет, он остался без матери - она умерла, родив Сереже младшего брата. А вскоре ушел из жизни и отец, заболев туберкулезом. Опекунство над осиротевшими детьми Уточкиных взяли родственники отца. Сергей с двумя братьями, Николаем и Леонидом, воспитывался в разных семьях на деньги, оставленные родителями.

Сергей Уточкин был одним из первых русских футболистов, выступал за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол культивировался в основном среди иностранцев. Одним из первых в России освоил роликовые коньки. Занимался джиу-джитсу и боксом.

Будучи спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик. В течение 17 лет неоднократно завоевывал призы, как в России, так и за границей. В дальнейшем стал еще и мото- и автогонщиком. С велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости. О его безумной езде знали все одесские городовые.

Потом Сергей увлекся воздухоплаванием.

Когда в Одессе начались полеты на воздушном шаре, спортсмен со свойственной ему одержимостью увлекся ими и 9 октября 1907 года выполнил свой первый самостоятельный полет. Затем полеты следовали один за одним. В конце того же года Уточкин гастролировал в Египте. По возращении ему вручили грамоту Одесского аэроклуба о присвоении звания пилота-воздухоплавателя. 26 сентября 1909 года он летал на своем шаре над Одессой с писателем А. Куприным и двумя журналистами.

Это был последний полет Сергея Исаевича на воздушном шаре. Через несколько дней он отправился во Францию, где не только изучил конструкцию аэроплана и мотора, но и поработал на авиационном заводе. В Одессу вернулся с основными узлами моноплана «Блерио-11».  С помощью столяров изготовил деревянные детали и собрал самолет. Получился аппарат, похожий на «блерио», но с различиями в размерах и очертаниях. В конце того же года испытал его. Из-за недостаточной мощности мотора «анзани» получались только подлеты.

К счастью, самолет в Одессе был - биплан Фармана, который купил известный одесский богач и издатель «Южной мысли» барон С.Ксидиас. Уточкин выпросил у Ксидиаса разрешение и 28 марта 1910 года на одесском стрельбищном поле совершил свой первый полет (без всякого инструктажа и подготовки - редкий случай в истории авиации).

Вслед за первым Уточкин выполняет еще несколько полетов. Затем сдает экзамен на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе. 13 апреля Михаил Ефимов вручает ему соответствующую грамоту за номером 1. В конце года Всероссийский аэроклуб выдал летчику пилотский диплом номер 5 (решение совета аэроклуба от 13 декабря 1910 года).

Сергей Исаевич первым показал полет самолета во многих городах России. Благодаря ему киевляне увидели полет аэроплана 4 мая, москвичи — 15 мая, харьковчане — 7 июня, нижегородцы — 19 августа. Несмотря на отсутствие теоретической и учебно-летной подготовки, летал много, смело и успешно.

В конце лета Уточкин по просьбе директора московского завода «Дукс» Меллера провел летные испытания самолета, построенного по французской лицензии. Осенью 1910 года завершил постройку собственного биплана, выполненного по схеме «фарман». Аппарат получился удачным. В декабре авиатор совершил на нем десятки полетов над Одессой и продолжительный полет над морем (полтора часа). В следующем году пилот выполняет на своем аэроплане показательные полеты не только в России, но и за границей.

Свой сотый полет летчик совершил 15 июля 1911 года в Одессе.

Через неделю Сергей Исаевич принял участие в групповом перелете Петербург — Москва. Это был первый в России дальний и крайне трудный перелет. По жеребьевке Уточкин был четвертым, но стартовал первым, так как у соперников что-то не ладилось. Летчик намеревался покрыть расстояние до Москвы без промежуточных посадок, для чего установил на «блерио» баки, позволяющие взять с собой сто пятьдесят килограммов бензина и масла. Благополучно миновал Тосно, затем Чудово. Но когда до Новгорода оставалось менее десяти километров, забарахлил мотор. Пришлось идти на вынужденную посадку. После небольшого ремонта аппарата в Новгороде, на следующий день он снова взлетает. Шел на высоте около четырехсот метров. Было ветрено и сильно болтало. Очки запотели, и Уточкин начал протирать стекла носовым платком. Неожиданно резкий порыв ветра бросил машину вниз. Одной рукой пилот не справился с управлением, выключил мотор и начал спускаться. Самолет попал в глубокий овраг с речушкой на дне и разбился. Уточкин успел выпрыгнуть из машины на лету, но был задет крылом, упал в воду и сильно пострадал: надлом черепной коробки, перелом ключицы, вывих коленного сустава. Авария произошла в двадцати пяти километрах от Крестцов, у деревни Вины.

Оргкомитет перелета поддержал пострадавшего, выделив на лечение три тысячи рублей. Здоровая натура авиатора взяла верх над недугами и через полтора месяца он снова летал.

Не оставлял Сергей Исаевич своих работ и по конструированию. В июле 1912 года он построил моноплан «блерио» с увеличенной удельной нагрузкой на крыло. Скорость самолета превысила сто километров в час.

К сожалению, активная деятельность этого удивительного человека прервалась в начале августа 1913 года. Травма черепа оказалась роковой. Появились сильные головные боли. Снять их помогали лишь лекарства, содержащие наркотики. Нервное переутомление, злоупотребление лекарствами, семейная драма (любимая жена ушла к заводчику Анатра) привели Уточкина к психическому заболеванию. Скончался С.И. Уточкин в Петрограде 31 декабря 1915 г. (13.1.1916) в палате психиатрической больницы св. Николая Чудотворца, куда его доставили с острым воспалением лёгких; похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (г. Санкт-Петербург).

Показательные полеты Уточкина способствовали популяризации авиационного дела в России. У многих они пробудили желание летать и строить аэропланы. Историки авиации Г. Ш. Бурд и С. Е. Коников отмечают, что под впечатлением выступлений Сергея Исаевича пришли в авиацию Сергей Ильюшин, Владимир Климов, Александр Микулин, Петр Нестеров, Николай Поликарпов, Павел Сухой.

 

Ссылки

http://www.peoples.ru

http://funeral-spb.narod.ru

http://ya-odessit.ru

http://www.retroplan.ru


-???- | -???-